
Авторазливочная станция АРС-14 – специальное передвижное инженерно-техническое средство, обеспечивающее выполнение подразделения химических войск важнейших профилактических мероприятий. Машина предназначена для транспортировки специально подготовленных жидкостей, обеспечивающих работу армейских комплексов химической, радиационной и биологической защиты. Спецсредство позволяет перевозить, перекачивать и хранить различные жидкости, растворы и составы, используемые подразделениями химических войск при обработке военной техники, автомобильного транспорта и строительной спецтехники.
Источник: http://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/avtorazlivochnaya-stanciya-ars-14/
Содержание
Назначение
Автомобиль для тушения пожаров АРС-14ПМ предназначен для борьбы с огнём в лесной и сельской местности. Выпускается предприятием «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, бывший Уральский автомоторный завод, УАМЗ) на шасси автомобилей ЗиЛ-131 / ЗиЛ-131Н производства Завода имени Лихачёва (в том числе переоснащённых дизельными двигателями), а также на шасси их аналогов производства УАМЗ — Амур-531342 с карбюраторным двигателем и Амур-531340 с дизелем.
АРС-14ПМ приспособлен для доставки к месту пожара средств пожаротушения и пожарного расчёта, для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной.
Он оснащается:
- цистерной на 2700 л воды и баком на 150 л пенообразующего состава;
- насосной установкой и комплектом водозаборных рукавов;
- лафетным стволом на крыше и распылительным подбамперным насадком;
- напорными рукавами с ручными пожарными стволами и водоразборной колонкой;
- генератором пены ГПС-600;
- переносными огнетушителями типа ОП-5;
- немеханизированным ручным инструментом, а также гидравлическим инструментом.
Кабина автомобиля АРС-14ПМ — трёхместная цельнометаллическая двухдверная.
По конструкции шасси АРС-14ПМ аналогичен базовой модели и представляет собой трёхосный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система — лонжеронная рама. Двигатель размещается в передней части под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Автомобиль комплектуется либо рядным четырёхцилиндровым дизелем Минского моторного завода из серии Д-245 (турбонаддувным или атмосферным), либо восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем семейства ЗиЛ-130 / ЗиЛ-131 / ЗиЛ-508.10. Мощность силовой установки, в зависимости от варианта, округлённо составляет от 96 до 111 кВт.
Трансмиссия автомобиля — механическая ступенчатая, с КПП на пять передач прямого хода, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение и отключение переднего моста с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, и с проходным средним мостом. Мосты неразрезные, подвеска передних колёс — на полуэллиптических рессорах, две задние оси сблокированы в тележку с балансирной подвеской. Ошиновка всех колёс — односкатная. Автомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Дополнительно АРС-14ПМ может комплектоваться предпусковым подогревателем двигателя, лебёдкой для самовытаскивания, тахометром, счётчиком моточасов, контрольно-измерительными приборами насосной установки и другой аппаратурой.
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/avtorazlivochnaya-stantsiya-ars-14pm.html
Это интересно: Техника безопасности — объясняем досконально
Разработка и создание авторазливочной станции АРС-14
Необходимость в создании подобной техники, повышающей эффективность работы подразделений химических войск, возникла в конце 50-х годов. Появление на вооружении армий потенциального противника тактических ядерных боеприпасов, высокая вероятность использования отравляющих веществ заставили советских военных искать варианты выхода. В результате неотложных мер, химические войска стали пополняться специальными машинами, обеспечивающими быструю дезактивацию и дегазацию военных объектов. Неотъемлемой частью новых инженерно-технических комплексов стала авторазливочная станция АРС-14.

Авторазливочная станция АРС-14 на выставочном месте в экспозиции Музея военной Славы и военной техники в г. Верхняя Пышма, Свердловская область
Оборудование и автомобильную цистерну установили на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Новая техника стала поступать в войска с середины 60-х годов. Немало машин было передано в части пожарной охраны, где они с успехом использовались при тушении пожаров различной сложности.
Источник: http://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/avtorazlivochnaya-stanciya-ars-14/
Технические характеристики
| Тип базового шасси | КАМАЗ 43114 |
| Масса снаряженной станции (с расчетом), кг | 15450 |
| Масса специального оборудования, кг | 2620 |
| Габаритные размеры, мм | 8090х2500х3090 |
| Заправочные ёмкости — цистерны для воды большой, л | 2700 |
| Заправочные ёмкости — цистерны для воды малой, л | 1040 |
| Заправочные ёмкости — бак для топлива, л | 210 |
| Боевой расчёт, чел | 3 |
| Технические показатели при дегазации местности — скорость движения станции, км/час | 5-6 |
| Технические показатели при дегазации местности — нормы расхода рабочего раствора, л/м2 | 0,9-1,2 |
| Технические показатели при дегазации местности — длина обрабатываемой полосы местности, м | 600-700 |
| Время нагрева 2500 л воды, растворов на 60°C, мин | 60 |
| Дальность струи при пожаротушении — компактной водяной струёй, м | 30 |
| Дальность струи при пожаротушении — пенной струёй, м | 15 |
| Помывка личного состава в палатке горячей водой, чел/час | 6 |
| Мощность двигателя, кВт/лс | 191/260 |
| Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч, л | 30-35 |
| Колесная формула 6 х 6 | Привод на все колеса |
| Режим работы при дегазации (дезинфекции) растворами №1, №2 бщ (ащ): | расход через один брандспойт, л/мин. — 0,8-1,2 |
| Режим работы при дегазации (дезинфекции) растворами №1, №2 бщ (ащ): | рабочее давление, МПа — 0,25-0,27 |
| Режим работы при дегазации (дезинфекции) 1,5 водным раствором гипохлорита кальция: | расход через один брандспойт, л/мин. — 0,8-1,2 |
| Режим работы при дегазации (дезинфекции) 1,5 водным раствором гипохлорита кальция: | рабочее давление, МПа — 0,25-0,27 |
| Время развертывания, мин. | 6-8 |
Источник: http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1808/76720/
Характеристики
| Колёсная формула | 6×6 |
| Размеры | |
| — длина | 6856 мм |
| — ширина | 2470 мм |
| — высота | 2980 мм |
| — колёсная база | 3350 + 1250 мм |
| — колея | 1820 мм |
| — дорожный просвет | 330 мм |
| Масса | |
| — допустимая полная | 10425 кг |
| — снаряженная | 7235 кг |
| Ёмкость | |
| — цистерны для воды | 2700 л |
| — бака для пенообразователя | 150 л |
| — топливного бака | 2×170 л |
| Расчёт | 3 человека |
| Привод | полный, с подключаемым автоматически передним мостом и проходным средним мостом |
| Коробка передач | механическая, пятиступенчатая, синхронизированная |
| Насосная установка | СЦЛ-20-24Г |
| Тип насоса | самовсасывающий, центробежно-вихревой, двухступенчатый, горизонтальный |
| Подача | 12.5 л/с |
| Наибольшая высота всасывания | 5.5 м |
| Лафетный ствол | РС-70/СВП-4 |
| Рабочий напор | 6 кгс/см2 |
| Дальность струи | |
| — воды | 40..45 м |
| — пены низкой кратности | 30..35 м |
| Время работы от цистерны | 5 мин |
| Углы поворота: | |
| — по горизонту | 90° |
| — вверх | 45° |
| — вниз | 10° |
| Подбамперный распылительный насадок | ДН-3 |
| Дальность струи | 8 м |
| Длина орошаемой полосы | 450..500 м |
| Силовая установка |
ММЗ Д-245.30E3 |
ММЗ Д-245.9E2 |
ЗиЛ-508.10 |
456.30 |
| Тип | четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха | четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения | четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения | четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
| Количество цилиндров | ||||
| Расположение цилиндров |
рядное |
рядное |
V-образное |
V-образное |
| Максимальная мощность |
111.4 кВт |
95.6 кВт |
110.3 кВт |
98.6 кВт |
| Число оборотов при максимальной мощности |
2400 об./мин. |
2400 об./мин. |
3200 об./мин. |
3200 об./мин. |
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/avtorazlivochnaya-stantsiya-ars-14pm.html
Фотографии

Вид сбоку выходные патрубки

Общий вид сбоку

Вид задней части автомобиля

Вентиля на автомобиле пожарном АРС-14ПМ

Вид спереди на автомобиль
Использованная литература
- Информационный материал ОАО «Российские специальные машины», генерального дилера ЗАО «Амур»;
- Информационный материал ОАО «Минский моторный завод»;
- Кочнев Е.Д. Автомобили Советской Армии 1946 — 1991 / Евгений Кочнев. — М.: Яуза : Эксмо, 2011. — 640 с.: ил. — (Война моторов). ISBN 978-5-699-46736-5.
Источник: http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/avtorazlivochnaya-stantsiya-ars-14pm.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://fire-truck.ru/pozharnyie-avtomobili/avtorazlivochnaya-stantsiya-ars-14pm.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4638 (59%)
- http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1808/76720/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1511 (19%)
- http://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/avtorazlivochnaya-stanciya-ars-14/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1656 (21%)





